12  |  4 августа, Среда

Мир, труд, май – ретроспектива советских открыток

02 мая
События

Давно отшумели первомайские демонстрации, но память о них не умерла. Утренний сбор по месту работы и долгое пешее шествие в колонне своих коллег и друзей по работе/учебе через полгорода забыть не так-то просто. Первомайские празднества неторопливо подготавливались и репетировались, заранее делалась вся «наглядная агитация». Из гаражей и ангаров извлекались уникальные (каждое предприятие делало их себе своими силами!) тележки с агитационной установкой и названием «конторы», реставрировались старые и писались новые красно-белые ситцевые лозунги к празднику, штопались знамена и транспаранты…

Но накануне всего этого пиршества весны и труда люди рассылали своим родным и близким поздравительные открытки, используя лишний повод пожелать им здоровья и счастья.

Праздник 1 мая был свидетельством стабильности и предсказуемости жизни в стране плановой экономики и госконтроля во всех сферах народной жизни. А майские открытки в ассортименте лежали заранее во всех почтовых отделениях и киосках Союзпечати. Тиражи их были по нынешним меркам фантастичные, что позволяло продавать их не за один сезон, а выкладывать на прилавки вновь и вновь в последующие годы. Тем не менее, этот «репертуар» постоянно ротировался, что-то исчезало из оборота, что-то приходило на смену – с новыми картинками, более модными шрифтами, свежей стилистикой. А вместе с этим видоизменялся и общий «пафос» открыток, их идейное содержание.

И хотя преобладали многократно отыгранные, но надежные пластические ходы и сюжеты (цветы, кремлевские звезды, развевающиеся знамена, счастливые лица, дети, голуби мира), изредка выходили открытки с художественными решениями, претендующими на нестандартность и новизну.

   Сегодня все знают, что «в СССР не было секса». Даже те, кто лишь по рассказам старших знает о памятном перестроечном телемосте Ленинград-Бостон, в котором наша женщина-труженица в прямом эфире «слила» Америке и всему миру эту страшную военную тайну.

Этот курьёзный случай, произошедший уже 35 лет назад, рассмешил очень многих. Но просматривая первомайские открытки разных периодов СССР, отчетливо понимаешь, что имела в виду женщина в студии, сказавшая такое на камеру. Как и все официальные праздники Советского Союза, Первомай был нарочито фригиден. Ведь он «чисто» про труд, а не про любоф! И уж тем более не про отсутствующий у нас, постыдный для строителя коммунизма секс.

1958 г., художник В. Климашин.
1977 г., художник И. Дергилёв. Сейчас сказали бы: «фотошоп». Тогда это был коллаж и делался вручную. Секрет знал только автор.

Достаточно любопытна в этом плане эволюция неизбывного женского присутствия в контексте Первомая. Уникальность образа женщин во всех отраслях советского визуального искусства (от фото и кино, до скульптур и плакатов) была, пожалуй, в том, что на первый план выходила женщина физически крепкая, сытая и… работящая – эдакая выносливая рабочая лошадь, не знающая устали, и вполне счастливая от того лишь, что ей дано право браться за все, что угодно, да ещё и наравне с мужиками. На открытке 1962 года (художник Д.Березовский) мы видим, как раз такую, раскрасневшуюся пышку с букетом, которым она, неровен час, огреет свою Зорьку в колхозном коровнике или подвыпившего бригадира.

Безусловно, были и другие женщины, по-настоящему грациозные и даже милые, но, тем не менее, и их занимало исключительно цветение яблонь и волнение алых стягов вокруг. И хотя эти образы не имели ничего общего с вульгарным феминизмом, однако в их празднике тоже не было места мужчинам. Им было хорошо и без них.

1960-е годы, автор не установлен.
1951 г., советская открытка с репродукцией картины венгерского художника А. Фелеки-Гашпара «Подготовка к 1-му мая».
1963 г., Художник А. Шмидштейн.

Не менее сильное воспитательное воздействие на массы производили открытки с женщинами-матерями и даже с полноценными семьями. В полном соответствии искусства правде жизни, образ ребенка с отцом встречался намного реже. Таким образом, папам робко намекали, что нельзя всё вешать на маму, а самому только наслаждаться жизнью.

Но все же, куда более выигрышным мотивом были сами дети, играющие в 1 мая. Ребятня безо всяких родителей и прочих наставников неизменно хорошо получалась у художников 50-х и 60-х годов.

Однако, эксплуатация детских и женских образов как общечеловеческих символов счастья и благополучия не могла решить всех задач, стоявших перед художниками — авторами первомайских открыток.

Действительно, как же изобразить радость по поводу труда?! Нарисовать смеющегося рабочего за станком? Или, может, грузчика с друзьями-собутыльниками, отмечающих в пабе перевыполнение пятилетнего плана? Как решить тему праздника, полное название которого – «День международной солидарности трудящихся».

К счастью, поэты и публицисты постепенно стали называть его «праздником весны и труда», а солидарность трудяг по определению была международной. Вот некоторые художники и стали использовать растения-символы, характерные для нас и для жарких экзотических стран. А для особо непонятливых добавляли к сюжету силуэты представителей всех материков планеты, одетых в характерные для них пестрые наряды. Судя по многочисленным перепевам этой идеи, это и был образ того, как должен был выглядеть всемирный праздник трудящихся.

Так что, друзья, одеваемся во все самое нарядное, выходим на улицу с такими же нарядными друзьями и танцуем до упаду, кто лезгинку, кто сиртаки, а кто — барыню в присядку.

 С Первомайскими вас каникулами, друзья!

Виктор Панков

Другие спецпроекты