12  |  1 декабря, Четверг

Да будет цвет

14 января
Культура

На 54-й день рождения студенты подарили мне набор печений с моими цитатами на глазури. Теми, что запомнили. Среди них была и такая: «Цвет нужен тогда, когда он нужен». Частенько приходится повторять эту фразу начинающим фотографам, которых непреодолимо влечет к цветной фотографии. Зачем здесь цвет? – один из самых частых вопросов, которые приходится задавать ученикам.

Тут надо уточнить, что учу я не просто фотографии, а художественному творчеству. Фотография ведь может быть и не художественной, например, на память. Или сделана для передачи некой визуальной информации. Но такой и не надо учиться: бери смартфон и снимай. Те же, кто хочет заниматься искусством фотографии, научиться самовыражению через рисунок светом, идут на разные курсы, в числе которых два моих: «Фотография с азов» и «Секреты портретной съемки». Второй предназначен для продвинутых любителей с опытом, которые хотят серьезно углубиться в самый сложный жанр фотоискусства – портрет. А первый разработан для начинающих, что и следует из названия.

Так вот, в самом начале курса я традиционно ставлю несколько ограничений для начинающих, и запрет на съемку в цвете – один из них. Только олдскул, только черно-белая фотография. Забудьте о цвете, представьте, что цветную фотографию еще не изобрели, говорю я ученикам. Почему так, возражают некоторые, ведь мир вокруг цветной? Именно поэтому. А еще потому, что цвет в нем разбросан хаотично. Ведь если мы хотим не копировать действительность, а отображать наше к ней отношение (что является сутью любого творчества), то необходимо прежде всего научиться от нее абстрагироваться. А для того, чтобы посмотреть на окружающую реальность в непривычном виде, можно просто убрать из нее цвет. Это самый простой способ.

Но это отнюдь не единственная причина, по которой я навязываю монохромное (по-научному) изображение своим ученикам. Отсутствие цвета само по себе уже является художественным приемом. Самым простым опять же, но вполне работающим. Более того, прием этот традиционен, и пользуются им не только начинающие, но и маститые фотохудожники. Ведь что является основой художественности? Гармония. А мир, как мы знаем, хаотично цветной. Чтобы убрать этот хаос и сделать его более гармоничным на снимке, достаточно просто перевести камеру в черно-белый режим. Можно ли показать гармонию в цвете? Можно, но не всегда – это во-первых. Во-вторых, даже когда возможно, сделать это гораздо сложнее. А любое обучение идет от простого к сложному.

Благодаря вот таким многочисленным высказываниям многие считают меня прямо-таки адептом монохрома и думают, что я не люблю цвет. Думают неправильно. Да, монохромная фотография – любовь с самых первых опытов. Но если посмотреть ретроспективно на то, сколько я снимаю в цвете и ч/б, то окажется, что примерно поровну. Однако каждый раз, собираясь сделать цветной кадр, задаю себе вопросы: а нужен ли цвет? что он дает, что выражает? можно ли без него обойтись? не мешает ли он восприятию? И только если понимаю его необходимость – оставляю.

Цвет – коварная штука в фотографии. Соблазняя своим правдоподобием, он обманывает и чаще всего низводит картинку до уровня бытовой утилитарности. Даже будучи приведенным к некой гармоничной палитре, цвет способен «приземлить» сюжет, привнести в него обыденности и тривиальности. Когда речь идет о жанровой (репортажной) фотографии, это происходит в большинстве случаев. Поэтому настоящий художественный репортаж, как правило, черно-белый. В студийной постановочной фотографии цвет гораздо дружелюбнее к фотографу хотя бы потому, что сама студийная съемка выводит кадр из бытового пространства. Но и это зачастую иллюзия, поскольку художественность во многом зависит от освещения, композиции и прочих необходимых элементов, неправильное использование которых цвет способен только усугубить.

Может быть поэтому с самых первых, еще любительских шагов в фотографическом творчестве, я интуитивно чувствовал тягу к цветному свету. Чистые, открытые цвета не только позволяли выстроить необходимые акценты, но и сами по себе создавали ощущение театральности, выхода за границу привычной глазу повседневности. Чем дальше я учился управлять светом, тем больше возможностей открывало использование нескольких источников разного цвета и тем сложнее становились светотеневые конструкции в моих портретах. В этом году мне как никогда хотелось снимать с цветным светом, видимо, интуитивно отзываясь на востребованность цветной фотографии, уходя от монохрома в противоположную крайность, создавая тем самым и альтернативу ему, и амбивалентное единство собственной концепции художественного портрета.

И еще один нюанс. Портреты, которые вы здесь видите, на самом деле выглядят существенно иначе на экране или на фотоотпечатке. Дело в том, что полиграфический процесс физически не способен передать яркость и насыщенность имеющихся в них красок. Изображение неизбежно становится более жухлым и теряет ту радостную, позитивную составляющую, которая присутствует в подобных портретах не зависимо от содержания, то есть от настроения человека в кадре. Наверно это и есть главная причина увлечения цветным светом в этом году: в мрачные, тревожные, бесперспективные времена хочется сочных красок и позитивного настроения хотя бы в иллюзорном мире фотографического портрета. А поскольку хороший портрет не допускает яркие положительные эмоции самого человека на нем, остается искать позитив в стилистике съемки.