12  |  6 октября, Четверг

Бедная Mona Lisa

27 января
Культура

Среди знаменательных дат 2021 года два осенних дня прошли практически незамеченными: 21 августа 1911 года, 110 лет назад, в Лувре была похищена знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи, а 7 сентября того же года по подозрению в этой краже был арестован известный поэт и критик Гийом Аполлинер. Картина, как мы понимаем, была найдена и возвращена на место, но между кражей шедевра и его обнаружением были долгие два года, и всё это время пресса сообщала о том, как движется дело.

Более подробный рассказ об этом ограблении века (с участием молодого Пикассо) найдёте по QR-коду на нашей обложке. Нас же сегодня занимает другая тема. Просто именно с этой кражи века начался рейдерский захват Моной Лизой умов и сердец всего (а не только прогрессивного) человечества. До похищения картина великого Леонарда тихо висела в спальне Наполеона, затем перекочевала в Гранд Галерею Лувра, но ничто не предвещало ей той мега-популярности, которой она пользуется сегодня. Её статус настолько раздут и раскручен, что даже тем, кто не видит в этом произведении ничего экстраординарного, легче признать себя недорослями, нежели заподозрить, что это не они, а мир сошёл с ума, забыв, на какой остановке он садился.

А ведь у Леонардо да Винчи более чем достаточно действительно великолепных портретов, мощных фресок, блестящих рисунков! Не говоря уже о его изобретениях, трактатах по различным отраслям науки и, наконец, поэзии. Но человек ленив и не любопытен, таким он был всегда. Нам удобней и приятнее, говоря «Ромео» вспоминать Джульетту, или, если Шишкин, то «Рожь», где Гёте, там «Фауст», а коль Чайковский, то нате вам «Лебединое озеро» (а даже просто танец маленьких лебедей!)… Вот и Леонардо значит «Джоконда».

Широта познаний! Хотя вернее было б заикнуться, что «Джоконда» – это сам Леонардо, а никакая не жена некоего богатого флорентийца. Просто сам художник написал себе такой пикантный автопортрет, с которым потом никогда не расставался. Эта версия не нова, но когда она была впервые озвучена, мир не захотел поверить в то, что такое возможно, хотя к тому времени в общественное сознание уже прокралась таки информация о нетрадиционной ориентации нескольких гениев из разных эпох, в том числе и Возрождения…. И потом, почему мы отказываем разностороннему, талантливому и умному художнику в чувстве юмора? Или кто-то считает, что несколько веков назад великие не шутили и не прикалывались? Сам факт, что картина не датирована и никак не названа мастером (а всё, что нам веками транслируют о ней «британские учёные», взято из первой биографии художника, написанной прижизненным летописцем Леонардо Джорджо Вазари) тоже добавлял тумана про бесконечную загадочность улыбки неизвестной. Тот же Вазари и назвал эту работу «Мona Lisa» или «Gioconda», хотя по-прежнему нет никаких доказательств, кем на самом деле была эта «модель» и была ли она.

К счастью, сами художники менее внушаемы, чем благодарные зрители, и для них открыто пошутить над коллегой по поводу его шедевра – святое дело. Первый акт глумления над бедной Лизой совершил в 1919 году известный дадаист Марсель Дюшан, который на дешёвой открытке с Джокондой простым карандашом пририсовал ей усы с бородкой, подписал всё это скабрезной аббревиатуркой и выставил это как свой творческий акт. Вдохновленный этим Сальвадор Дали смонтировал коллаж себя усатого в образе Моны Лизы, а дальше всё само пошло-поехало… Версии картины Леонардо стремительно множились. В этом маскараде уже отметились художники всех существующих стилей и направлений – от Малевича до Магритта и от Бэнкси до Ботеро. За ними подтянулись толпы дилетантов и, надо признать, среди массы посредственного PS-мусора и у них случаются довольно остроумные и чисто сделанные варианты. Одна из ярчайших работ, авторство которой так и не удаётся установить, это «раскадровка» смеющейся Джоконды.

Глядя на надменную улыбку, с которой Лиза взирает на всё происходящее по её поводу, мы должны поблагодарить её за выполняемую ею благородную миссию.

Сначала добившись мировой известности, а потом став Иконой, Символом, Кодом (да Винчи), сегодня она – надежный тест для всех креативщиков – на их чувство юмора, вкус и уровень таланта автора.